Владимир Лазарис

ОБ АВТОРЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
РЕЦЕНЗИИ
ИНТЕРВЬЮ
РАДИО
ЗАМЕТКИ
АРХИВ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Владимир Лазарис





РАСПРАВА В ВОЗДУХЕ

27 июля 1955 года израильский самолет марки «Констеллейшн» авиакомпании «Эл-Ал» вылетел рейсом № 402 из Лондона. После промежуточных посадок в Париже и в Вене самолет взял курс на Израиль. На борту находились пятьдесят один пассажир и семеро членов экипажа. За штурвалом сидел ветеран английских ВВС, в прошлом личный пилот Черчилля и членов королевской семьи. Летные условия были крайне неблагоприятными, и самолет отклонился от курса. Он вошел почти на двести километров в воздушное пространство Болгарии. Тут же рядом с израильским самолетом появились два болгарских «МиГа», которые сопровождали его до границы с Грецией. Один из американских радиолюбителей перехватил переговоры болгарских летчиков с их базой. Летчики сообщили, что речь идет о гражданском самолете, и запросили инструкции. Поступил приказ: «Сбить!»

В 5 часов 40 минут утра израильский самолет был сбит над границей с Грецией, и все пятьдесят восемь человек погибли.

Израильских представителей допустили на место катастрофы только через несколько дней. Там уже не было ни «черного ящика», ни остатков самолета. Из всех погибших удалось опознать только старшего пилота и его невесту.

Существует несколько версий объяснений этой трагедии. По одной из них, враги Израиля воспользовались удобным случаем. По другой, вся операция была предпринята только потому, что на борту самолета находился один из старших офицеров израильской разведки (1). По третьей, израильский самолет ошибочно приняли за американский самолет-разведчик той же марки, который до этого видели в том же районе. Однако все эти версии легко опровергаются.

Офицер израильской разведки поднялся на борт самолета в последнюю минуту, и никто не знал о его присутствии. Что касается сходства с американским самолетом-разведчиком, то болгарский летчик исключил всякую ошибку, передав сообщение, что перед ним гражданский самолет. Наконец на одном из кремлевских приемов Никита Хрущев подошел к послу Израиля в СССР и сказал: «Примите наши сожаления по поводу трагедии с самолетом. Это было глупо, это было излишне, и я уверен, что сами болгары этого не хотели». Тогдашний спецкор израильской газеты «Маарив» (2) до последних дней жизни был уверен, что русские были замешаны в этой истории вместе с болгарами. Он был единственным журналистом, оказавшимся на месте катастрофы, и после изучения всех фактов написал, что «переговоры между болгарскими летчиками и их базой велись по-русски».

Через несколько дней после трагедии болгарские власти опубликовали официальное заявление о том, что их истребители по ошибке сбили самолет «Эл-Ал», выразили свое соболезнование семьям погибших и заверили, что виновные будут наказаны. Виновных не наказали, и в результате многолетних переговоров Болгария с трудом согласилась выплатить по восемь тысяч долларов на семью погибшего.

Так, Болгария стала первым европейским государством, установившим страшный прецедент расправы в воздухе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ... один из старших офицеров израильской разведки – майор Эрен Бар-Дор (Герберт Пинстер, 1923-1955).
2. ...спецкор... «Маарив» – Теодор Левита (1919-2004).





ОБ АВТОРЕ БИБЛИОГРАФИЯ РЕЦЕНЗИИ ИНТЕРВЬЮ РАДИО АРХИВ ГОСТЕВАЯ КНИГА ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА e-mail ЗАМЕТКИ